Top.Mail.Ru
Храмовый комплекс в Коровниках

новость от 03.07.2024

Храмовый комплекс в Коровниках

Большая история России укрылась в маленьких городах у рек и озер. Во время речной прогулки на яхте-катамаране на электродвижении «Белояр» можно сделать немало удивительных открытий о ярославской земле. Для этого на борту электросудна работает профессиональный гид, который расскажет много интересного из прошлого Ярославля и области. С воды архитектурные памятники истории особенно живописны, а под увлекательный рассказ экскурсовода многое откроется по новому.

В месте слияния реки Которосль с Волгой с борта электрохода невозможно не заметить ансамбль из двух похожих красно-кирпичных церквей с зелеными луковками и высокой колокольней между ними. Это храмовый комплекс Коровницкой слободы, которая считается родиной ярославского изразца. На планах Ярославля от 1777 года обозначено, что в Коровницкой слободе находилось 18 керамических заводов из 19-ти действующих на ярославской земле. Храмовый комплекс в Коровниках считается жемчужиной древне-русского зодчества и во время речной прогулки на «Белояре» вы узнаете почему.

Коровницкая слобода возникла в 13 веке в устье реки Которосль. Название получило по основному занятию жителей, которые разводили крупный рогатый скот. В 1657 году на средства богатых посадских людей Ивана и Федора Неждановских в слободе был построен летний неотапливаемый храм Ионна Златоуста. Первоначально пятиглавый храм выглядел скромнее, но постепенно здание усовершенствовалось.

Особенностью Коровницкого храма является его богатейшая внешняя декорация, характерная для ярославских церквей, и нигде кроме Ярославля не встречаемая. Роскошные крылечки, щедро разукрашенные стены, обилие изразцов, чудная обработка куполов – все это делает церковь Ионна Златоуста самым нарядным и в тоже время самым характерным храмом ярославского зодчества.

Окно со стороны алтарной апсиды имеет удивительный по красоте наличник, выполненный из полимерной керамики. Размеры наличника внушительные 8Х5 метров. Искусствоведы считают его настоящим шедевром в мире керамических изразцов.

Храм Ионна Златоуста доводился до ума несколько лет. Основные усилия направлялись на то, чтобы его красота и великолепие были видны издалека с проходящих по Волге судов, и, надо сказать, это удалось.

Согласно храмовой летописи роспись церкви была произведена в 1732 году артелью ярославских мастеров во главе с известным Алексеем Ивановым Сопляковым. Внутри можно увидеть живописные фрески, а также старинный резной иконостас.

Шло время и прихожанам нужен был зимний храм. Для богослужений в холодное время года в 1669 г. рядом с летней церковью Иоанна Златоуста построили  тёплую церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По формам и размерам Владимирская церковь повторяет Златоустовскую, только немного скромнее и строже. В 1670-х гг. между храмами возвели 37-ми метровую шатровую колокольню, которую горожане называют ярославской свечой.  Изразцы украшающие маковку колокольни ни разу не повторяются и выполнены с разным орнаментом.

Храмовая архитектура Ярославля неразрывно связана с его неповторимым изразцовым зодчеством.  Ярославские изразцы - это отдельная ветвь развития искусства керамики.

Владимиро-Суздальское княжество, в состав которого входил Ярославль, издавна  славилось красивейшими зданиями с белокаменной резьбой, но еще с конца 15 века искусство мастеров белокаменщиков постепенно заменяется изготовлением терракотовых изразцов.

Золотая эпоха ярославского изразца пришлась на 17 век. Сохранилось очень много церквей, на фасадах которых есть изразцовые убранства. После смутного времени Ярославль был вторым городом после Москвы по благосостоянию граждан. Здесь купцы и посадские люди имели различные льготы и преференции. Именно они строили церкви, и чем богаче был декор, тем выше значился статус заказчика. У каждого сохранившегося ярославского храма известен основатель. А в некоторых остались богатые гробницы тоже украшенные изразцами.

К масштабному строительству храмов в рославле привело одно печальное событие. В 1658 году в городе был сильный пожар. Основная масса деревянной постройки выгорела, после чего началось строительство новых каменных зданий.

Ярославль на тот момент был богат глиняными месторождениями и мастерами керамического искусства, поэтому спрос на изразцы и фигурный кирпич здесь полностью удовлетворялся. В архитектуру Ярославля плотно и надолго вписывается керамическо-фасадный декор.

В ярославском храмовом зодчестве применялось 3 вида изразцов: терракотовые, муравленные, полихромные. Поскольку многие храмы украшались уже после постройки, то на одной стене могут встречаться изразцы разных времен.

Изначально в 15 веке изразцы были не глазурованными, их обжигали, сохраняя естественный терракотовый цвет глины. С таких монохромных красно-коричневых изделий и началось повсеместное русское изразцовое искусство.

Первая глазурь, которая появилась на Руси называлась мурава от слова трава-мурава. Это изумрудно-зеленая краска на основе свинца и цинка. Ярославские мастера часто прибегали к муравленым изразцам и в городе сохранилось несколько церквей с зелеными плиточками.

Полихромные изразцы появились позже. По одним данным они пришли из Европы, по другим из арабских стран. На территории Руси изразцы приобрели особенную расцветку и орнаменты.  Изумрудно-муравленый цвет оставался в качестве фона и позже разбавлялся белым цветом, потом появился бирюзово-голубой и разные оттенки охры.

Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типичный ярославский узор. Наиболее распространенным мотивом ярославских узоров была цветочная розетка. Существует около 10 вариантов розеток и несколько вариантов их раскрасок, благодаря чему достигалось впечатление фантастического разнообразия.

Орнамент в виде цветочной розетки символизировал благополучие и этим объясняется его популярность в купеческом Ярославле. Популярными мотивами также были разнообразные вазы, заморские фрукты, ягоды, изображения птиц, мифических зверей в различных обрамлениях.

У каждого из сюжетов было свое значение, так грифон выступал олицетворением защиты, соловей-молодости, райская птичка знаменовала мечты о светлом будущем, в единорог считался символом процветания.

Первый храм Ярославля, который был украшен изразцами является церковь Рождества Христова.

Речная прогулка на современном яхте-электроходе «Белояр» – это прекрасная возможностью совместить приятный отдых на воде с полезными знаниями о родном крае. Отправляйтесь на «живые» уроки истории вместе с детьми – интересно будет всем.

Галерея

Picture9
Picture9