Top.Mail.Ru
Храмы Ярославля: соборы и церкви на набережной

новость от 15.07.2025

Храмы Ярославля: соборы и церкви на набережной

Храмы Ярославля: практический маршрут

Приезжаешь в Ярославль — и дух захватывает. Золотые купола, белые стены, островерхие колокольни. Кажется, будто попал в сказочный город, где на каждом шагу храм. И это не иллюзия — древний волжский город действительно хранит одну из самых больших коллекций православной архитектуры в России.

Здесь сохранилось то, что безвозвратно утратили многие другие города. Наши теплоходы не случайно делают в Ярославле самые длительные остановки — за пару часов всё не посмотреть. Каждая церковь — как отдельный музей с собственной историей и неповторимыми деталями.

Почему в Ярославле так много церквей

История храмов Ярославля началась с основания города в начале XI века князем Ярославом Мудрым. Первый храм Ильи Пророка появился одновременно с крепостными стенами. Удачное расположение на пересечении торговых путей быстро превратило поселение в богатый торговый центр.

XVII столетие стало «золотым веком» для местного зодчества. Состоятельные купцы соревновались друг с другом, возводя все более красивые церкви. До революции 1917 года в городе насчитывалось около ста храмов. Местные мастера создали особую ярославскую школу архитектуры, которая отличается богатым декором, асимметричной планировкой и яркими изразцами.

Топ-10 главных храмов города

Церковь Ильи Пророка — жемчужина центра

Белокаменное чудо середины XVII века украшает Советскую площадь и считается символом города. Братья-купцы Скрипины не пожалели средств на строительство: пригласили лучших зодчих и художников эпохи.

Особенности архитектуры:

  • Пятиглавое завершение с изящными барабанами
  • Асимметричная планировка с галереями
  • Шатровая колокольня у северо-западного угла
  • Декор из белого камня и поливных изразцов

Внутри сохранилась уникальная роспись 1680 года — около тысячи сюжетов покрывают стены, своды и даже простенки между окнами. Местные и костромские живописцы использовали теплую палитру: золотистые, малиново-розовые и охристые тона с контрастным голубым.

Важно знать: Храм открыт только с мая по октябрь, чтобы защитить фрески от влажности. В дождливые дни доступ закрыт.

Успенский кафедральный собор — главная святыня

Златоглавый собор на Которосльной набережной — современное воссоздание древней святыни. Первый каменный храм появился здесь в 1219 году по указу князя Константина Всеволодовича. Нынешнее здание возвели к 1000-летию Ярославля в 2010 году.

Пятикупольный собор впечатляет масштабами и богатым декором. Изразцовые панно над порталами изображают «Успение Пресвятой Богородицы» и «Покров Богородицы». Высота композиций достигает четырех метров.

Спасо-Преображенский монастырь — древнейшая обитель

Мужской монастырь, основанный в 1216 году, сегодня входит в состав историко-архитектурного музея-заповедника. За мощными стенами XVI–XVII веков расположено несколько храмов разных эпох.

Главная святыня — Спасо-Преображенский собор начала XVI века с фресками 1563–1564 годов. Это единственный датированный памятник стенописи времен Ивана Грозного. Здесь же обнаружили рукопись «Слова о полку Игореве».

Церковь Иоанна Предтечи — архитектурное чудо

Пятнадцатиглавый храм в Толчковской слободе — вершина ярославского зодчества XVII века. Изображение церкви украшает тысячерублевую купюру, что говорит о ее значении для российской культуры.

Строительство длилось с 1671 по 1687 год силами всей слободы. Уникальность храма — в равновысоких приделах с пятиглавыми завершениями, создающих эффект единого пятнадцатиглавого сооружения.

Стены украшены фигурным кирпичом и сотнями изразцов с неповторяющимися рисунками. Внутри сохранилось более 500 фресковых композиций с библейскими сюжетами.

Введенский собор Толгского монастыря — женская обитель у Волги

В двенадцати километрах от центра, где речка Толга впадает в Волгу, расположен один из древнейших российских монастырей. Основанная в 1314 году женская обитель славится чудотворной Толгской иконой Божией Матери.

Пятиглавый Введенский собор возведен в 1681 году в классических традициях ярославской архитектуры. Храм стоит на высоком подклете с нарядным крыльцом. В подземной усыпальнице покоятся представители знатных родов — Голицыных, Троекуровых, Вяземских.

Особая достопримечательность монастыря — кедровая роща XVI века. По легенде, семена привез из Сибири атаман Ермак для Ивана Грозного.

Церковь Николы Мокрого — образец декоративного искусства

Пятиглавый храм 1665–1672 годов на улице Чайковского поражает мастерством каменных дел мастеров. Фасады украшены изысканным декором из белого камня, создающим кружевной узор.

Необычное название связано с близостью к Волге — в половодье церковь почти касалась воды. Внутри сохранились фрески 1670-х годов работы ярославских изографов, отличающиеся особой живописностью и богатством сюжетов.

Рядом стоит Тихвинская церковь с уникальным изразцовым притвором. Многоцветная керамика превращает южный фасад в настоящее произведение искусства.

Храмовый комплекс в Коровницкой слободе

На правом берегу Которосли возвышается один из красивейших архитектурных ансамблей — «ярославская свеча». Церковь Иоанна Златоуста середины XVII века дополняет зимняя Владимирская церковь и 37-метровая колокольня.

Восточный фасад Златоустовского храма украшает знаменитый многоцветный керамический наличник — одна из визитных карточек Ярославля.

Церковь Богоявления — шедевр бесстолпного зодчества

Храм конца XVII века на Богоявленской площади — пример новаторских архитектурных решений. Впервые в Ярославле мастера отказались от внутренних столбов, создав просторный молельный зал.

Бесстолпная конструкция потребовала особого завершения — двух рядов кокошников с четырехскатной кровлей. Изразцовые ленты по вертикалям и горизонталям создают праздничный облик.

Феодоровский собор — кафедральный храм с космической символикой

Пятиглавый собор 1680-х годов отличается необычно высоким пятиглавием, превышающим основной объем здания. Храм долгое время выполнял функции главного собора Ярославля.

Уникальность росписи — в космической символике. Образ «Отечества», созданный специально для этого храма, сегодня хранится в музее-заповеднике.

Церковь Спаса на Городу — храм торговой площади

Пятиглавая церковь 1672 года стоит на границе между древним кремлем и торговым посадом. Название отражает расположение в Земляном городе, где кипела торговая жизнь средневекового Ярославля.

Практические советы для путешественников

Лучшее время для посещения: май–октябрь, когда открыты все музейные храмы с историческими интерьерами. Зимой многие церкви недоступны из-за необходимости сохранения древних фресок.

Что взять с собой:

  • Удобную обувь для долгих прогулок по брусчатке и неровным дорожкам
  • Фотоаппарат для изразцов и архитектурных деталей (без вспышки в действующих храмах)
  • Наличные для входных билетов — большинство касс не принимают карты
  • Теплую одежду — в храмах прохладно даже летом
  • Головной убор для женщин при посещении действующих церквей

Особенности посещения: многие храмы работают как музеи с ограниченным режимом. Действующие церкви можно осматривать во время служб, соблюдая правила поведения. В церкви Ильи Пророка экскурсии проводятся только в хорошую погоду.

Маршруты осмотра: центральные храмы легко обойти за день, начав с Успенского собора и завершив церковью Ильи Пророка. До отдаленных объектов — Иоанна Предтечи, монастырей в Коровниках — удобнее добираться на такси.

Секрет волжских купцов

Местные жители знают: лучше всего храмы Ярославля смотрятся с Волги. Не случайно — церкви строили именно для этого. В XVII веке река была главной дорогой, и богатые купцы хотели поразить гостей города уже при подплытии к пристани.

С воды хорошо видно, как мастера продумывали каждый храм. Соборы Ярославля выстраиваются в живописную цепочку вдоль набережной. Золотые купола Успенского собора сверкают на солнце, белые стены церкви Николы Мокрого отражаются в воде, а колокольни словно соревнуются — кто выше поднимется к небу.

Современные речные круизы возрождают эту старинную традицию. Туристические теплоходы компании «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» регулярно заходят в Ярославль, и пассажиры первым делом видят именно храмы. Как и купцы триста лет назад, они понимают — попали в особенный город, где каждая церковь — произведение искусства.

 pic1